Буллинг — от англ. bullying, травля, агрессивное поведение, которое может выражаться в виде физического или психологического давления со стороны одного человека или группы людей по отношению к другим.
Нередко гигиена и привычки ребёнка становятся поводом для буллинга в классе. При этом действует это в обе стороны: когда у ребенка проблемы с гигиеной, его могут дразнить за неряшливость и обзывать неприятными словами, но и если он активно соблюдает правила чистоты, его тоже могут высмеять, считая каким-то «не таким». Что делать в таких ситуациях учителю, разберём в статье.
В первую очередь нужно понять, что гигиена и любовь к чистоте — это лишь повод, но не корень агрессии одного ребёнка по отношению к другому. Чаще всего буллинг в младших классах связан с тем, что дети не понимают, почему одни школьники отличаются от других: поведением, внешним видом, ростом, голосом и другими чертами.
Эти отличия дети часто воспринимают как что-то ненормальное, поэтому у них активируется одна из защитных моделей поведения: «стой», «бей» или «беги». Буллинг является результатом реакции «бей», но при этом агрессия не обязательно должна выражаться физически — «нападения» могут быть словесными, невербальными, психологическими.
Кроме этого буллинг может являться следствием психологических травм самого агрессора, который проецирует на одноклассников свою злость, обиды, страхи и переживания.
Чрезмерная любовь к чистоте или же проблемы с гигиеной могут стать той самой отличительной чертой, которая будет выделять ребёнка на фоне остальных. Что делать в таких ситуациях учителю?
Если у ребёнка на самом деле есть проблемы с гигиеной, от него плохо пахнет, и он ходит в грязной одежде, то стоит обратить внимание родителей на проблему. Возможно, они не уделяют достаточно времени внешнему виду ребёнка, а сам он не в состоянии, например, постирать свои вещи. Это важно не столько ради решения проблемы с одноклассниками, сколько ради общего самочувствия и безопасности ребёнка.
Но и с ребятами, которые высмеивают ребёнка, следует поговорить и предложить им поддержать одноклассника, показать ему собственный пример и рассказать, какие правила гигиены они соблюдают. Это можно сделать и в форме одной из игр:
«Чистый крокодил». Это знакомая всем игра «Крокодил», но на тему гигиены. Предложите каждому ребёнку в виде пантомимы показать одну из своих привычек, а остальные должны отгадать, о чём идет речь. Ребята могут показать, как они чистят зубы, гладят рубашки, моют руки или, например, расчёсываются.
Игра-квест «Поймай микроба». Для этой игры потребуется предварительная подготовка. Распечатайте 5-7 изображений большого микроба и разместите их в классе, в коридоре и в туалете школы. Места размещения должны соответствовать тому, где на самом деле чаще всего «живут» микробы, и где они легко могут попасть на руки к детям. Затем вместе с классом отправляйтесь на поиски всех микробов, а чтобы их «поймать», детям необходимо рассказать, что помогает с микробами бороться. Например, если микроб «живёт» на ручке двери в санузле, то чтобы от него избавиться, необходимо помыть руки с мылом.
Игру можно проводить по командам, главное, чтобы был сопровождающий, который поможет детям найти решения для каждого случая — это могут быть старшеклассники или другие учителя.
«Найди пару». Для этой игры потребуются карточки. На одной части карточек изображены предметы гигиены (мыло, зубная паста, носовые платочки, ушные палочки и пр.), а на второй — части тела (уши, нос, рот, руки и так далее). Задача школьников — быстро найти пары «предмет-часть тела» и рассказать о каждой паре подробнее. Например, соединив руки и мыло, ребята должны сказать, как часто и в каких случаях важно мыть руки с мылом.
Эти игры не только помогут детям разобраться в привычках чистоты, но и позволят им сплотиться ради общего результата.
Некоторые дети, наоборот, слишком увлекаются гигиеной. Настолько, что выделяются этим на фоне одноклассников. Они могут мыть руки каждые 10 минут, постоянно протирать всё влажными салфетками и брезгливо относиться к окружающим предметам.
Если это становится причиной буллинга в классе, то есть смысл провести классный час на тему того, что во внимательности к гигиене нет ничего плохого.
Также можно предложить «жертве» буллинга поделиться своим опытом полезных привычек и рассказать одноклассникам, почему он ведет себя именно так. Но здесь очень важно, чтобы учитель модерировал этот разговор и не допустил ухудшения ситуации.
Наконец, чтобы минимизировать ссоры между школьниками, важно создать комфортную и дружелюбную атмосферу в классе: почаще проводить совместные мероприятия, общаться, устраивать командные игры и вовлекать детей во взаимодействие и взаимовыручку. В дружных классах редко встречается буллинг, потому что хороших ребят всегда больше, и даже если в классе появляется агрессор, он не находит поддержки у других.