Психология
Буллинг на почве гигиены: что делать и как наладить взаимоотношения детей в классе?

Буллинг — от англ. bullying, травля, агрессивное поведение, которое может выражаться в виде физического или психологического давления со стороны одного человека или группы людей по отношению к другим.

Нередко гигиена и привычки ребёнка становятся поводом для буллинга в классе. При этом действует это в обе стороны: когда у ребенка проблемы с гигиеной, его могут дразнить за неряшливость и обзывать неприятными словами, но и если он активно соблюдает правила чистоты, его тоже могут высмеять, считая каким-то «не таким». Что делать в таких ситуациях учителю, разберём в статье.

Почему дети склонны к буллингу?

В первую очередь нужно понять, что гигиена и любовь к чистоте — это лишь повод, но не корень агрессии одного ребёнка по отношению к другому. Чаще всего буллинг в младших классах связан с тем, что дети не понимают, почему одни школьники отличаются от других: поведением, внешним видом, ростом, голосом и другими чертами.

Эти отличия дети часто воспринимают как что-то ненормальное, поэтому у них активируется одна из защитных моделей поведения: «стой», «бей» или «беги». Буллинг является результатом реакции «бей», но при этом агрессия не обязательно должна выражаться физически — «нападения» могут быть словесными, невербальными, психологическими.

Кроме этого буллинг может являться следствием психологических травм самого агрессора, который проецирует на одноклассников свою злость, обиды, страхи и переживания.

Гигиена как повод для агрессии

Чрезмерная любовь к чистоте или же проблемы с гигиеной могут стать той самой отличительной чертой, которая будет выделять ребёнка на фоне остальных. Что делать в таких ситуациях учителю?

Если ребёнка буллят за неряшливость

Если у ребёнка на самом деле есть проблемы с гигиеной, от него плохо пахнет, и он ходит в грязной одежде, то стоит обратить внимание родителей на проблему. Возможно, они не уделяют достаточно времени внешнему виду ребёнка, а сам он не в состоянии, например, постирать свои вещи. Это важно не столько ради решения проблемы с одноклассниками, сколько ради общего самочувствия и безопасности ребёнка.

Но и с ребятами, которые высмеивают ребёнка, следует поговорить и предложить им поддержать одноклассника, показать ему собственный пример и рассказать, какие правила гигиены они соблюдают. Это можно сделать и в форме одной из игр:

«Чистый крокодил». Это знакомая всем игра «Крокодил», но на тему гигиены. Предложите каждому ребёнку в виде пантомимы показать одну из своих привычек, а остальные должны отгадать, о чём идет речь. Ребята могут показать, как они чистят зубы, гладят рубашки, моют руки или, например, расчёсываются.

Игра-квест «Поймай микроба». Для этой игры потребуется предварительная подготовка. Распечатайте 5-7 изображений большого микроба и разместите их в классе, в коридоре и в туалете школы. Места размещения должны соответствовать тому, где на самом деле чаще всего «живут» микробы, и где они легко могут попасть на руки к детям. Затем вместе с классом отправляйтесь на поиски всех микробов, а чтобы их «поймать», детям необходимо рассказать, что помогает с микробами бороться. Например, если микроб «живёт» на ручке двери в санузле, то чтобы от него избавиться, необходимо помыть руки с мылом.
Игру можно проводить по командам, главное, чтобы был сопровождающий, который поможет детям найти решения для каждого случая — это могут быть старшеклассники или другие учителя.

«Найди пару». Для этой игры потребуются карточки. На одной части карточек изображены предметы гигиены (мыло, зубная паста, носовые платочки, ушные палочки и пр.), а на второй — части тела (уши, нос, рот, руки и так далее). Задача школьников — быстро найти пары «предмет-часть тела» и рассказать о каждой паре подробнее. Например, соединив руки и мыло, ребята должны сказать, как часто и в каких случаях важно мыть руки с мылом.

Эти игры не только помогут детям разобраться в привычках чистоты, но и позволят им сплотиться ради общего результата.

Если ребёнка задевают из-за любви к чистоте

Некоторые дети, наоборот, слишком увлекаются гигиеной. Настолько, что выделяются этим на фоне одноклассников. Они могут мыть руки каждые 10 минут, постоянно протирать всё влажными салфетками и брезгливо относиться к окружающим предметам.

Если это становится причиной буллинга в классе, то есть смысл провести классный час на тему того, что во внимательности к гигиене нет ничего плохого.

Также можно предложить «жертве» буллинга поделиться своим опытом полезных привычек и рассказать одноклассникам, почему он ведет себя именно так. Но здесь очень важно, чтобы учитель модерировал этот разговор и не допустил ухудшения ситуации.

Важно улучшить атмосферу в классе

Наконец, чтобы минимизировать ссоры между школьниками, важно создать комфортную и дружелюбную атмосферу в классе: почаще проводить совместные мероприятия, общаться, устраивать командные игры и вовлекать детей во взаимодействие и взаимовыручку. В дружных классах редко встречается буллинг, потому что хороших ребят всегда больше, и даже если в классе появляется агрессор, он не находит поддержки у других.

не нашли нужного совета?
Покажите, как вы применяете советы в школе
Случайные 10 пользователей, участвовавших в выборе лучшей школы, получат комплект средств по уходу за сантехникой.
участвовать