22апреля— День Земли. Обычно классные часы к этому дню посвящены экологии, но даже для взрослых эта тема связана с далекими глобальными проблемами. Чтобы сделать вопросы экологии ближе и понятнее для детей, попробуйте зайти через более знакомую тему— гигиену. Рассказываем, как провести такое занятие интересно и с пользой.
Гигиену часто связывают только с внешним видом— насколько человек чистый и опрятный. Но в понятие входит еще и гигиена жилища, в котором человек находится, здоровое питание, рациональное использование ресурсов.
Расскажите ученикам, как важно заботиться о себе, своем доме и школе. И через эту заботу помогать всей планете— тут даже маленькие шаги очень важны. После занятия у каждого ребенка будет четкое понимание: что он может сделать для себя и Земли уже сегодня.
Основная мысль тематического классного часа— ежедневные действия по уходу за собой, своим здоровьем и окружающей средой влияют на состояние природы и экологии. Структуру занятия можно связать с обычной жизнью и раскрыть на знакомых детям примерах.
Во время классного часа поделитесь с ребятами историями, которые покажут, как их сверстники помогают планете. Будет здорово подключить к обсуждению и учеников, чтобы они могли рассказать, как в их семьях заботятся об экологии. Вот несколько примеров, которые вы можете использовать, чтобы начать диалог.
Рациональное использование ресурсов. Когда принимаем душ или чистим зубы, мы тратим воду. Чистая вода— ценный ресурс, она нужна для поддержания здоровья и предотвращения заболеваний. Но запасы воды на планете постепенно истощаются, а людей и животных, которым она нужна, становится больше. Поэтому важно заботиться о сохранности ресурса. Это несложно и доступно даже ребенку: например, мальчик Вася взял на себя контроль за рациональным использованием воды. Он выключает воду, когда чистит зубы, и ставит таймер, чтобы принимать душ не дольше 10минут. А еще Вася напоминает родителям и бабушке делать так же.
Чистота дома, в школе и на улице. Гигиена учит нас убирать за собой мусор, а экология— сортировать его. Тема сортировки сейчас популярна даже среди детей. Например, Зоя и ее брат Петя помогают родителям сортировать мусор дома: у них есть отдельные пакеты для каждого типа отходов, чтобы потом было легче сдать всё на переработку. Если выкидывать весь мусор в один пакет или ведро, то его потом нельзя будет разделить и он уедет на мусорный полигон.
Можно добавить к занятию интерактив. Спросите у ребят, что они знают о переработке. Дети могут вспомнить, что в некоторых магазинах собирают крышечки и батарейки, а в пунктах приема— пластиковые бутылки и макулатуру. Расскажите про маркировку разных видов отходов, сроки разложения материалов и сделайте «урны» для приема. Наклейте маркировки на картонные коробки и предложите ученикам рассортировать предметы в классе: куда можно положить учебники, тетради, пластиковую лейку для полива цветов. Некоторые предметы можно принести заранее— например, бутылку с крышкой или стеклянную банку.
Если в вашей школе или в городе проходят акции по сбору вторсырья, расскажите о них и предложите ребятам поучаствовать— всем классом, группой или самостоятельно.
Рациональное питание. Это тоже часть экологии. Напомните детям, как важно покупать только нужные продукты и не накладывать в тарелку больше, чем сможешь съесть, чтобы потом не выбрасывать остатки,— ведь в России пищевые отходы составляют около 40% от всех1.
Гигиена питания в том, чтобы соблюдать правила хранения продуктов, их чистоты и термической обработки. Надо обязательно мыть фрукты и овощи перед тем, как их съесть. Иначе можно подхватить неприятный вирус, из-за которого будет болеть живот и появится тошнота. Особенно внимательными надо быть в другом городе или стране: если съесть немытый фрукт, можно испортить себе весь отдых.
В конце классного часа попросите ребят поделиться, какая история им понравилась больше всего, какую привычку они хотели бы внедрить в свою жизнь.
Продолжить тему классного часа за его пределами поможет конкурс или выставка поделок. Вот несколько идей, в которых связаны экология и гигиена. Поделки можно подготовить в классе вместе с учениками или предложить им сделать дома.
Ванна из стаканчика от йогурта. Напоминает о необходимости водных процедур и помогает повторно использовать уже ненужные вещи. Для такой поделки понадобятся стакан от йогурта без этикетки, картон, цветная бумага, краски или фломастеры. Ученики могут раскрасить стаканчик или обклеить его бумагой любимого цвета. Можно сделать кран из пластилина и использовать кусочек ткани как полотенце.
Можно создать даже настоящего Мойдодыра. Для него понадобятся еще солома или бахрома, а также ткань для полотенца.
Косметичка из старой одежды. Практичный способ подарить любимой юбке, кофте или джинсам вторую жизнь. Поскольку косметичка— функциональная вещь, срок службы старой одежды продлевается в несколько раз по сравнению с обычной поделкой. Можно объединиться с учителем труда, чтобы ребята могли сшить косметички на уроке. Если такой возможности нет, провести классный час и сделать упрощенную версию в виде конвертика. Для этого детям понадобится вручную сшить косметичку по сторонам и пришить пуговку с петличкой.
Дети могут украсить косметичку пуговицами, которые нигде больше не нужны
Плакат с правилами гигиены. Для него можно использовать старые журналы и газеты, собрать маленькие кусочки цветной бумаги, которые уже не пригодятся на уроках.
В этом примере даже медицинская маска пригодилась.
Не обязательно говорить о сложных проблемах экологии— предложите ученикам начать заботиться о природе через соблюдение правил гигиены и простые действия.
Свяжите структуру занятия с обычной жизнью. Приводите примеры, которые знакомы каждому ребенку, и показывайте, как они связаны с экологией. Чистка зубов и мытье посуды— рациональное использование воды, уборка— сортировка мусора, питание— мытье овощей и фруктов и подходящая по размеру порция, чтобы не выбрасывать лишние продукты.
Используйте интерактивы: расскажите о правилах маркировки и сортировки, а затем предложите ребятам самим сортировать знакомые им предметы.
Включайте учеников в обсуждение: пусть они поделятся историями о том, как в их семьях заботятся об экологии. После классного часа узнайте, какие примеры они запомнили и какие привычки им хочется внедрить в жизнь.
Проведите конкурс поделок, чтобы ребята сильнее погрузились в тему экологии и поняли, как можно повторно использовать ненужные вещи.
1— Глава Минприроды Козлов: в среднем каждый житель России выкидывает около 88кг еды в год— интервью «Российской газете».