В начальных классах дети уже начинают осваивать понятие ролей в коллективе. Они могут делать это неосознанно, интуитивно, но внутри своего класса дети распределяют роли и на основе этого выстраивают коммуникацию.
Как помочь детям понять свою роль в коллективе, и какое место в этом вопросе занимает гигиена, расскажем в этой статье.
Как распределяются роли?
На распределение ролей влияет целый ряд факторов: темперамент ребёнка, его воспитание, отношение к учёбе, коммуникативные навыки и даже внешний вид, ведь, например, лидеры чаще всего выглядят опрятно.
Какие-то из этих факторов могут быть врождёнными, и изменить их довольно сложно, но если ребёнок сам для себя выбирает какую-либо из ролей, он может выстраивать своё поведение относительно выбранной позиции и работать над освоением нужных навыков.
Какие роли встречаются чаще всего в младших классах?
В младших классах дети только начинают проявлять свои модели поведения в коллективе, но уже на этом этапе можно выявить основные роли, которые встречаются в каждом классе:
- Лидер — ребёнок с высоким чувством ответственности. Он всегда старается держать всё на контроле, при этом хорошо коммуницирует с остальными, старается улаживать конфликты и находить компромисс. Стремление лидера к порядку отражается и на его внешнем виде: он всегда опрятно выглядит, одежда чистая, волосы выглядят ухоженно. Он ответственно относится к гигиене и подаёт пример другим. Часто именно его выбирают старостой класса.
- Оппозиционер — ребёнок с лидерскими качествами, который пытается соперничать с основным лидером класса. Он может не соглашаться со старостой и подбивать других занять свою позицию. Но это не всегда агрессивное соперничество — некоторые лидеры вполне уживаются в одном коллективе.
- Одиночка — часто в классе встречаются дети, которые стараются держаться в стороне. При этом это может быть личный выбор самого ребёнка: он может нормально общаться с одноклассниками и хорошо выглядеть, но по его личным соображением он будет избегать излишнего контакта. Их также называют тихонями. Но есть и другая категория «одиночек» — изгои, с которыми никто из одноклассников просто не хочет общаться. Очень часто причина этого — несоблюдение правил гигиены: от ребёнка банально может плохо пахнуть, а для детей этого достаточно, чтобы не общаться с человеком. Если вы, как учитель, заметили, что дело именно в этом, постарайтесь аккуратно и тактично поговорить с родителями «одиночки» и обратите их внимание на проблему.
- Шут — ребёнок, которому критически важно получать внимание одноклассников и учителей. Для этого он может срывать уроки, устраивать «перфомансы», активно шутить, выкрикивать с места и привлекать внимание любыми другими способами. При этом дети с ролью «Шут» могут быть и душой компании, если они сумели справиться со своей жаждой внимания и направили её на поддержание дружеской атмосферы.
- Фрик или «Белая ворона» — ребёнок, который явно отличается от остальных поведением или внешним видом. К сожалению, часто под эту категорию попадают и дети с особенностями здоровья (но зачастую это зависит от самого ребёнка). Также это могут быть отличники, чьи знания и успеваемость сильно вырываются вперёд, ребята с особенностями роста, голоса, фигуры или, например, «мечтатели» и «фантазёры», которых одноклассники не всегда понимают.
- Индивидуалист — активный ребёнок, который собирает вокруг себя компании, пользуется популярностью в классе, но при этом он не командный игрок. Часто он отличается стилем, отличным внешним видом, от него всегда приятно пахнет — поэтому остальные и тянутся к нему.
- Переговорщик — у таких детей хорошо развиты навыки коммуникации, они быстро находят общий язык с остальными и понимают, кто и что имел ввиду. Поэтому часто они становятся участниками конфликтов в роли «переводчика», пытаясь наладить контакт между одноклассниками.
Какое место в определении ролей занимает гигиена?
Как мы и отметили выше, при определении многих ролей важное значение имеет гигиена. Если ребёнок всегда хорошо одет, у него чистые руки и лицо, нет неприятных запахов, то у него значительно больше шансов стать лидером класса, душой компании или индивидуалистом.
Eсли же у ребёнка есть проблемы с гигиеной, то с большой вероятностью он станет одиночкой и не сможет полноценно влиться в коллектив. В этом случае лучшим решением будет беседа с родителями, а также проведение классных часов, где учитель расскажет ребятам о том, как гигиена влияет на коммуникацию с окружающими.