Психология
Как гормоны влияют на поведение и гигиену подростка и чем родители могут ему помочь

Беспорядок часто «проникает» в комнату подростка: на полу оказываются важные вещи или учебники, а на полке— забытые позавчера сухарики. Если школьник к тому же давно забыл дорогу в ванную, родителям хочется сделать ему выговор. Но возможно, что такое поведение— не обычная лень, а проявление гормональной перестройки или низкой самооценки.

Разберем, какие сигналы подросток подает родителям и что им делать, если с внешним видом и поведением проблемы.

Что делать с бардаком в детской

В подростковом возрасте ребенку важно психологически отделиться от родителей и стать самостоятельной личностью. Чтобы дать свободу в принятии решений, можно оставить уборку на усмотрение подростка— пусть личная комната выглядит так, как он хочет ее видеть. Стоит ослабить контроль, чтобы не вызвать протест,— например, стараться договариваться, а не указывать командным тоном.

Родитель может относиться к бардаку как к эксперименту, в котором проверяют не физические законы, а правила взрослой жизни и личные границы. Возможно, ребенка сейчас устраивают разбросанные носки и забытые фантики от конфет. А когда они ему надоедят, он сам уберет и выбросит лишнее.

На остальные комнаты дома могут действовать общие правила, которые соблюдает вся семья. Например, каждый должен мыть за собой посуду или вынести мусор хотя бы два раза в неделю. Выполнение обязанностей можно поощрять: похвалить и купить то, что подросток давно хотел, или всем вместе сходить в кино.

Как показать, что гигиена— это важно

Определить уровень свободы в вопросе гигиены сложнее. Поговорите с подростком, узнайте больше о причинах нежелания мыться и надевать чистую одежду. В процессе общения лучше открыто рассказать про свои чувства и опасения— так вы покажете доверие.

Выслушайте ребенка и узнайте его точку зрения, отношение к происходящему. Старайтесь не реагировать остро, а, наоборот, с пониманием отнестись ко всему, что можно услышать. Например, он может ответить, что не хочет мыться и следить за собой, потому что это скучно. Нужно быть готовым принять это мнение.

Чтобы повысить интерес к мытью, школьнику 7–12лет можно купить аксессуары для ванной: ароматные шампуни и гели для душа, веселый дозатор для мыла или держатель для зубных щеток. А если подростку уже 16–17лет, можно предложить приятные ритуалы— выпить любимое какао перед душем или сложить вещи по ящикам под любимую музыку.

В чем глубинная причина проблем с внешним видом и поведением

Неряшливый внешний вид и бардак могут быть проявлением внутреннего бунта подростка, причина которого кроется глубже— в гормонах.

В период примерно с12 до18лет в организме происходят физиологические изменения. При этом подросток ощущает настоящий букет эмоций: тревожность, злость, радость. Психологическая особенность этого возраста—сравнивать себя с окружающими и на основе этого формировать самооценку. Отсюда появляются неприятные мысли, например:

  • «Меня никто не любит».

  • «Меня никто не понимает».

  • «Все специально делают всё против меня».

  • «Я слишком обычный. Я должен проявить себя».

  • «Мне только 15, а я уже от всего устал».

  • «Я так хочу, чтобы меня заметили».

  • «Я хочу, чтобы меня оставили в покое».

Всё это сложно контролировать самостоятельно. Школьник может не видеть другого выхода, кроме сопротивления— порядкам и любым наказаниям. Он хочет выделиться и показать, что ведет себя не так, как все: общепринятые правила уборки ставятся под сомнение, волосы салятся, а одежда и обувь становятся всё грязнее. Попутно своим поведением он может проверять окружающих на прочность: изменят ли отношение к нему, если не мыться и не убираться больше недели?

Если на бардак дома чаще всего злятся только родители, то на неопрятный внешний вид могут среагировать и одноклассники—смеяться, обзывать и ограничивать общение. «Грязнуля» может получить выговор и от педагога. Проблема будет усугубляться и может привести к замкнутости, раздражительности, постоянным головным болям и низкой самооценке.

Как родитель может помочь

Когда взрослый осознает, что у подростка сейчас сложный период, ему проще отступить от привычной схемы с требованиями и назиданием, понять своего ребенка и выстроить гармоничные отношения. Стоит разобраться в том, насколько школьнику комфортно дома и в кругу семьи. Для этого опирайтесь на основные потребности:

  • Физиология. Как часто и разнообразно подросток питается? Высыпается ли?

  • Защищенность. Доверяет ли он родителям? Рад ли общению или старается избегать его?

  • Принадлежность. Чувствует ли он, что родители его любят? Как он это понимает?

  • Признание. Видит ли ребенок, что родители ценят его достижения?

Следующий шаг— подумать, как можно закрыть эти потребности внутри семьи. Например, откровенно обсудить сложную тему с ребенком, чаще говорить «Я тебя люблю», дать ему возможность контролировать свои поступки самостоятельно.

Когда потребности будут удовлетворены, подростку станет проще формировать свои ценности и мотивировать себя без указки сверху.

не нашли нужного совета?
Покажите, как вы применяете советы в школе
Случайные 10 пользователей, участвовавших в выборе лучшей школы, получат комплект средств по уходу за сантехникой.
участвовать