Беспорядок часто «проникает» в комнату подростка: на полу оказываются важные вещи или учебники, а на полке— забытые позавчера сухарики. Если школьник к тому же давно забыл дорогу в ванную, родителям хочется сделать ему выговор. Но возможно, что такое поведение— не обычная лень, а проявление гормональной перестройки или низкой самооценки.
Разберем, какие сигналы подросток подает родителям и что им делать, если с внешним видом и поведением проблемы.
В подростковом возрасте ребенку важно психологически отделиться от родителей и стать самостоятельной личностью. Чтобы дать свободу в принятии решений, можно оставить уборку на усмотрение подростка— пусть личная комната выглядит так, как он хочет ее видеть. Стоит ослабить контроль, чтобы не вызвать протест,— например, стараться договариваться, а не указывать командным тоном.
Родитель может относиться к бардаку как к эксперименту, в котором проверяют не физические законы, а правила взрослой жизни и личные границы. Возможно, ребенка сейчас устраивают разбросанные носки и забытые фантики от конфет. А когда они ему надоедят, он сам уберет и выбросит лишнее.
На остальные комнаты дома могут действовать общие правила, которые соблюдает вся семья. Например, каждый должен мыть за собой посуду или вынести мусор хотя бы два раза в неделю. Выполнение обязанностей можно поощрять: похвалить и купить то, что подросток давно хотел, или всем вместе сходить в кино.
Определить уровень свободы в вопросе гигиены сложнее. Поговорите с подростком, узнайте больше о причинах нежелания мыться и надевать чистую одежду. В процессе общения лучше открыто рассказать про свои чувства и опасения— так вы покажете доверие.
Выслушайте ребенка и узнайте его точку зрения, отношение к происходящему. Старайтесь не реагировать остро, а, наоборот, с пониманием отнестись ко всему, что можно услышать. Например, он может ответить, что не хочет мыться и следить за собой, потому что это скучно. Нужно быть готовым принять это мнение.
Чтобы повысить интерес к мытью, школьнику 7–12лет можно купить аксессуары для ванной: ароматные шампуни и гели для душа, веселый дозатор для мыла или держатель для зубных щеток. А если подростку уже 16–17лет, можно предложить приятные ритуалы— выпить любимое какао перед душем или сложить вещи по ящикам под любимую музыку.
Неряшливый внешний вид и бардак могут быть проявлением внутреннего бунта подростка, причина которого кроется глубже— в гормонах.
В период примерно с12 до18лет в организме происходят физиологические изменения. При этом подросток ощущает настоящий букет эмоций: тревожность, злость, радость. Психологическая особенность этого возраста—сравнивать себя с окружающими и на основе этого формировать самооценку. Отсюда появляются неприятные мысли, например:
«Меня никто не любит».
«Меня никто не понимает».
«Все специально делают всё против меня».
«Я слишком обычный. Я должен проявить себя».
«Мне только 15, а я уже от всего устал».
«Я так хочу, чтобы меня заметили».
«Я хочу, чтобы меня оставили в покое».
Всё это сложно контролировать самостоятельно. Школьник может не видеть другого выхода, кроме сопротивления— порядкам и любым наказаниям. Он хочет выделиться и показать, что ведет себя не так, как все: общепринятые правила уборки ставятся под сомнение, волосы салятся, а одежда и обувь становятся всё грязнее. Попутно своим поведением он может проверять окружающих на прочность: изменят ли отношение к нему, если не мыться и не убираться больше недели?
Если на бардак дома чаще всего злятся только родители, то на неопрятный внешний вид могут среагировать и одноклассники—смеяться, обзывать и ограничивать общение. «Грязнуля» может получить выговор и от педагога. Проблема будет усугубляться и может привести к замкнутости, раздражительности, постоянным головным болям и низкой самооценке.
Когда взрослый осознает, что у подростка сейчас сложный период, ему проще отступить от привычной схемы с требованиями и назиданием, понять своего ребенка и выстроить гармоничные отношения. Стоит разобраться в том, насколько школьнику комфортно дома и в кругу семьи. Для этого опирайтесь на основные потребности:
Физиология. Как часто и разнообразно подросток питается? Высыпается ли?
Защищенность. Доверяет ли он родителям? Рад ли общению или старается избегать его?
Принадлежность. Чувствует ли он, что родители его любят? Как он это понимает?
Признание. Видит ли ребенок, что родители ценят его достижения?
Следующий шаг— подумать, как можно закрыть эти потребности внутри семьи. Например, откровенно обсудить сложную тему с ребенком, чаще говорить «Я тебя люблю», дать ему возможность контролировать свои поступки самостоятельно.
Когда потребности будут удовлетворены, подростку станет проще формировать свои ценности и мотивировать себя без указки сверху.