Нередки случаи, когда родителям звонят со школы и сообщают неприятную новость: ребёнок сломал что-то в школьном туалете. Но это ещё не означает, что ребёнок сделал это специально и хотел навредить школьному имуществу. В этой статье разберём ситуацию с разных сторон.
Начнём с самого распространённого явления, когда ребёнок нарочно ломает что-то в школьном туалете. Чаще всего «под раздачу» попадают двери и дверные ручки кабинок, зеркала, дозаторы для мыла и сушилки для рук. Потому что всё перечисленное — это пластик или другой хрупкий материал, который легко сломать, поцарапать или расписать маркером.
Все дети понимают, что в туалете нет камер видеонаблюдения, поэтому их виновность доказать будет сложно. Вот и хулиганят, не боясь наказаний. Но почему им так важно что-то испортить? Почему им хочется ломать имущество, которым они сами же пользуются?
В том числе потому, что ребёнок не ощущает своей причастности к этому имуществу. Ему кажется, что порча туалета доставит больше неудобств директору школы или учителям, с которыми у него могут быть сложные отношения. Но если ребёнок сам будет принимать участие в наведении порядка в школьном туалете, ему уже будет не так приятно ломать то, к чему он сам приложил руку.
Также через порчу имущества ребёнок может демонстрировать свою силу и власть, так как не может завоевать авторитет среди одноклассников другими методами. В этом случае эффективнее всего будет, если одноклассники сами выразят свое недовольство последствиями сломанного туалета и дадут понять, что такое поведение они не одобряют. Для этого можно провести небольшую внеклассную беседу, где каждый сможет выразить своё мнение о ситуации. При этом важно, чтобы школьники не знали, кто именно стал «виновником торжества» — пусть их мнение будет независимым и честным.
Дети могут что-то сломать случайно, но из-за страха перед наказанием они не скажут о случившемся учителю или родителям. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо в первые месяцы учебного года провести классный час на тему бережного отношения к имуществу школы, затронув тему туалета. Объяснить, что смывать в унитаз посторонние предметы нельзя, так как это может вызвать засор. Бить по сушилке или дозатору тоже не стоит — так они могут выйти из строя.
А чтобы дети меньше рисовали на стенах, повесьте прямо в туалете специальную доску, где дети смогут анонимно оставить свои послания, не портя двери и плитку.
Объясните, что если что-то случайно сломалось, ребёнка никто не будет наказывать, поэтому он может смело докладывать о ситуации учителю. Здесь важно, чтобы и учитель повёл себя правильно и спокойно разобрался в произошедшем. Если педагог сразу начнёт ругать кого-либо за поломку, остальные дети учтут этот урок и в следующий раз просто не расскажут о проблеме.
Порча имущества в туалете — дело неприятное. Но у всего есть свои причины, и если научиться с ними работать, то и подобных инцидентов можно избежать. Проводите с детьми беседы о том, как важно аккуратно относиться к вещам, рассказывайте, какие могут быть последствия у тех или иных действий. Зачастую дети не хотят никому зла, а просто проявляют любопытство или допускают ошибки по незнанию. Помогите им разобраться в этом мире, и тогда им будет проще принимать правильные решения.