Учителя в школе, как и родители, помогают детям разбираться с правилами личной гигиены. Если с подростками работа над этим строится на уровне психологии, то малышам в своем классе можно привить полезные привычки через игры. Сделали подборку игр, которые помогут детям узнать больше о личной гигиене и развить привычку ее соблюдать.
Чтобы познакомить детей с набором предметов личной гигиены и закрепить знания о них, можно проводить общую игру для всего класса.
Что понадобится. Мешочек или коробка, где собраны разные предметы личной гигиены: мыло, полотенце, зубная щетка и паста, шампунь, мочалка, расческа, маникюрные ножницы, салфетки, носовые платочки, туалетная бумага.
Суть игры. Дети отгадывают загадки, вспоминают, для чего нужен каждый предмет гигиены, и тренируют реакцию, с каждым разом отвечая на вопросы быстрее и быстрее.
Сложите предметы в мешочек или коробку. Перед тем как доставать каждый предмет, загадывайте детям загадки. Это могут быть как обычные повествовательные предложения, так и небольшие четверостишия. Например:
«Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне».
«На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю».
«Вытираю я, стараюсь,
После ванны паренька.
Всё намокло, всё измялось,
Нет сухого уголка».
«Лег в карман и караулю:
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос».
«Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и их друзей».
После того как вы достали предмет и показали классу, можно попросить детей описать его. Например, каким бывает мыло? Как может выглядеть? Как оно помогает нам оставаться чистыми? Так дети закрепят знания о предметах гигиены, а если забудут их назначение, могут вспомнить загадку и опереться на неё.
Учить детей правилам гигиены можно наглядно: когда педагог показывает действия и предлагает их повторить. Например, как правильно мыть руки.
Что понадобится. Мыло, полотенце или салфетки. В школах, где просторные умывальные комнаты, лучше собрать детей у раковин. Если такой возможности нет, можно провести игру в классе и использовать лейку и небольшой тазик.
Суть игры. Не спеша продемонстрируйте детям, как мыть руки. Чтобы они лучше понимали и запоминали, проговаривайте то, что делаете. Обращайте внимание детей на последовательность действий: засучить рукава, открыть кран, сложить ладони «лодочкой», подставить руки под струю воды, вымыть с двух сторон, закрыть кран, вытереть руки полотенцем или салфеткой.
После этого предложите детям выполнить эти действия самостоятельно. Если занятие идет в классе, можно разбить их на пары: один будет мыть руки, а другой— поливать из леечки. Поддерживайте ребенка подсказками и комментариями, если он затрудняется или запутался в последовательности.
Во время интерактивных игр можно разделять ребят на группы. Так дети не только закрепят навыки личной гигиены, но и узнают, как работать в команде.
Что понадобится. Куклы и несколько комплектов предметов личной гигиены для мытья и умывания: мыло, влажные салфетки, мочалка, расческа, небольшие емкости с водой.
Суть игры. Играют две или несколько команд. У каждой из них есть кукла, которая «испачкалась». На столах разложены предметы личной гигиены. Выигрывает та команда, которая возьмет все нужные предметы и последовательно «умоет» куклу. Сначала с помощью мыла и мочалки ототрет грязь, потом начисто умоет влажными салфетками, а дальше расчешет спутавшиеся волосы.
Первым делом предложите детям разобрать себе предметы, которые помогут «умыть» куклу. Расскажите, что ребята в команде могут помогать друг другу, например меняться местами и выполнять действия по очереди или выбрать одного ребенка и подсказывать ему, что делать. Затем команды могут приступать к действию.
Про гигиену можно говорить в формате пятиминутных пауз даже во время урока. Это хороший перерыв и смена деятельности: дети переключат внимание, разомнутся и дополнительно повторят правила.
Что понадобится. Никакие предметы не нужны.
Суть игры. Вы будете говорить детям утверждения. Если они согласны с ними и хотят сказать «да», то хлопают в ладоши, а если нет— топают. Говорить и кричать ничего не нужно, из звуков только хлопки и топот. Примеры утверждений:
полотенцем вытирают лицо— хлоп,
по утрам не надо чистить зубы— топ,
сначала мы вытираем руки, а потом их моем— топ,
зубную пасту есть вредно— хлоп,
расческа помогает избавиться от микробов— топ,
шампунем моют голову— хлоп,
мочалкой моют тело— хлоп.
Чтобы подробно рассказать детям о правилах гигиены и познакомить с основными действиями, можно выделить на это полноценный урок или пять минут в перерыве между занятиями. Главное в формировании привычки— регулярность. Именно поэтому достаточно проводить по одной игре 2–3раза в неделю. А разминки в стиле игры «Топ-хлоп» можно устраивать чаще. Этот способ поможет детям расслабиться и вспомнить всё то, что они узнали из других игр.