Творчество
4 игры, которые помогут младшим школьникам выучить правила личной гигиены

Учителя в школе, как и родители, помогают детям разбираться с правилами личной гигиены. Если с подростками работа над этим строится на уровне психологии, то малышам в своем классе можно привить полезные привычки через игры. Сделали подборку игр, которые помогут детям узнать больше о личной гигиене и развить привычку ее соблюдать.

Игра №1. Волшебный сундучок

Чтобы познакомить детей с набором предметов личной гигиены и закрепить знания о них, можно проводить общую игру для всего класса.

Что понадобится. Мешочек или коробка, где собраны разные предметы личной гигиены: мыло, полотенце, зубная щетка и паста, шампунь, мочалка, расческа, маникюрные ножницы, салфетки, носовые платочки, туалетная бумага.

Суть игры. Дети отгадывают загадки, вспоминают, для чего нужен каждый предмет гигиены, и тренируют реакцию, с каждым разом отвечая на вопросы быстрее и быстрее.

Сложите предметы в мешочек или коробку. Перед тем как доставать каждый предмет, загадывайте детям загадки. Это могут быть как обычные повествовательные предложения, так и небольшие четверостишия. Например:

  • Про мыло. «Лежит в ванной комнате, а пользуетесь вы им чаще всего перед едой»

«Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне».

  • Про мочалку. «Пользуемся ею в ванной комнате, чтобы тщательно помыть всё тело».

«На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю».

  • Про полотенце. «Мы вытираем им лицо после того, как умылись. А еще оно бывает для рук, для ног и для всего тела».

«Вытираю я, стараюсь,

После ванны паренька.

Всё намокло, всё измялось,

Нет сухого уголка».

  • Про носовой платок. «Помогает нам, когда болеем,— в него можно кашлять и чихать».

«Лег в карман и караулю:

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос».

  • Про расческу. «Помогает делать прически и красиво укладывать волосы».

«Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и их друзей».

После того как вы достали предмет и показали классу, можно попросить детей описать его. Например, каким бывает мыло? Как может выглядеть? Как оно помогает нам оставаться чистыми? Так дети закрепят знания о предметах гигиены, а если забудут их назначение, могут вспомнить загадку и опереться на неё.

Игра №2. Лодочки

Учить детей правилам гигиены можно наглядно: когда педагог показывает действия и предлагает их повторить. Например, как правильно мыть руки.

Что понадобится. Мыло, полотенце или салфетки. В школах, где просторные умывальные комнаты, лучше собрать детей у раковин. Если такой возможности нет, можно провести игру в классе и использовать лейку и небольшой тазик.

Суть игры. Не спеша продемонстрируйте детям, как мыть руки. Чтобы они лучше понимали и запоминали, проговаривайте то, что делаете. Обращайте внимание детей на последовательность действий: засучить рукава, открыть кран, сложить ладони «лодочкой», подставить руки под струю воды, вымыть с двух сторон, закрыть кран, вытереть руки полотенцем или салфеткой.

После этого предложите детям выполнить эти действия самостоятельно. Если занятие идет в классе, можно разбить их на пары: один будет мыть руки, а другой— поливать из леечки. Поддерживайте ребенка подсказками и комментариями, если он затрудняется или запутался в последовательности.

Игра №3. Куклы

Во время интерактивных игр можно разделять ребят на группы. Так дети не только закрепят навыки личной гигиены, но и узнают, как работать в команде.

Что понадобится. Куклы и несколько комплектов предметов личной гигиены для мытья и умывания: мыло, влажные салфетки, мочалка, расческа, небольшие емкости с водой.

Суть игры. Играют две или несколько команд. У каждой из них есть кукла, которая «испачкалась». На столах разложены предметы личной гигиены. Выигрывает та команда, которая возьмет все нужные предметы и последовательно «умоет» куклу. Сначала с помощью мыла и мочалки ототрет грязь, потом начисто умоет влажными салфетками, а дальше расчешет спутавшиеся волосы.

Первым делом предложите детям разобрать себе предметы, которые помогут «умыть» куклу. Расскажите, что ребята в команде могут помогать друг другу, например меняться местами и выполнять действия по очереди или выбрать одного ребенка и подсказывать ему, что делать. Затем команды могут приступать к действию.

Игра №4. Топ-хлоп

Про гигиену можно говорить в формате пятиминутных пауз даже во время урока. Это хороший перерыв и смена деятельности: дети переключат внимание, разомнутся и дополнительно повторят правила.

Что понадобится. Никакие предметы не нужны.

Суть игры. Вы будете говорить детям утверждения. Если они согласны с ними и хотят сказать «да», то хлопают в ладоши, а если нет— топают. Говорить и кричать ничего не нужно, из звуков только хлопки и топот. Примеры утверждений:

  • полотенцем вытирают лицо— хлоп,

  • по утрам не надо чистить зубы— топ,

  • сначала мы вытираем руки, а потом их моем— топ,

  • зубную пасту есть вредно— хлоп,

  • расческа помогает избавиться от микробов— топ,

  • шампунем моют голову— хлоп,

  • мочалкой моют тело— хлоп.

Чтобы подробно рассказать детям о правилах гигиены и познакомить с основными действиями, можно выделить на это полноценный урок или пять минут в перерыве между занятиями. Главное в формировании привычки— регулярность. Именно поэтому достаточно проводить по одной игре 2–3раза в неделю. А разминки в стиле игры «Топ-хлоп» можно устраивать чаще. Этот способ поможет детям расслабиться и вспомнить всё то, что они узнали из других игр.

не нашли нужного совета?
Покажите, как вы применяете советы в школе
Случайные 10 пользователей, участвовавших в выборе лучшей школы, получат комплект средств по уходу за сантехникой.
участвовать