Гигиена — это наука и целый раздел медицины, известный ещё с древних времен. Предлагаем провести классный час, на котором дети смогут узнать больше интересного о гигиене и поближе познакомиться с главными её правилами.
В этой статье мы поделимся, что можно рассказать о гигиене как об историческом явлении.
Слово «гигиена» образовано от имени древнегреческой богини здоровья Гигиеи. Ее часто изображали в виде молодой девушки, кормящей змею из чаши. Именно этот образ лёг в основу известного на весь мир символа медицины — изображение змеи, обвитой вокруг чаши, можно встретить в больницах, аптеках и других медицинских учреждениях.
Первые правила гигиены сформировались ещё в древние времена и были частью законодательных актов, пособий и официальных рекомендаций. Но в разных частях света о гигиене были разные представления, поэтому и правила эти отличались.
Многие считают средневековье эпохой доблестных рыцарей, красивых замков, королевских балов и пышных платьев, но на самом деле это был довольно мрачный период, в котором царили болезни, эпидемии и антисанитария. К моменту средних веков население планеты выросло, как и количество отходов, которые люди ещё не умели качественно перерабатывать. Не было канализаций и центров переработки мусора, помои могли выливаться прямо из окна на пешеходную улицу. А различные инфекции очень хорошо чувствуют себя в такой среде. Также свою роль сыграло классовое неравенство и бедность — многие люди просто не могли себе позволить чистую одежду.
Эти времена сильно затормозили развитие гигиены в Европе, а первые реформы в этом отношении казались людям чем-то необычным и были приняты не сразу.
И пока Европа страдала от массовых заболеваний, в Азии процветали новые направления медицины. На востоке появился «Канон врачебной науки» — одна из самых знаменитых книг в истории медицины. В её текстах были описаны правила гигиены в жилищах, рекомендации по питанию для детей и стариков, правила охраны здоровья и другие полезные советы.
А в России к XI веку уже появились первые водопроводные и канализационные системы, вводилась пищевая санитария и санитария в войсках. В XVI веке, в эпоху Ивана Грозного издаётся книга «Домострой», которая в том числе содержала советы и рекомендации по уборке дома, хранению вещей, уходу за одеждой и так далее.
Начиная с XVIII века о гигиене начали говорить как о науке. В разных городах стали внедрять санитарные правила, а учёные и врачи — объединять свои знания, чтобы бороться с инфекциями и обеспечивать безопасность для населения. Появилось множество научных трудов, связанных с гигиеной, и люди стали более осознанно и ответственно относиться к своему здоровью.
После теоретического блока предлагаем закрепить материал с помощью викторины на основании той информации, которую мы рассказали выше. Вот примеры вопросов, которые можно использовать в конце классного часа (правильные ответы выделены жирным):
1. Где появилась первая зубная паста?
а) в Древнем Китае
б) в Древнем Риме
в) в Древней Греции
г) в России
2. Из чего была сделана первая зубная щётка?
а) из конского волоса
б) из колючек кактуса
в) из веток ивы
г) из грубой ткани
3. Какие последствия были от антисанитарии, царившей в средние века?
а) люди много болели
б) была высокая смертность
в) появилось много новых инфекций
г) всё вышеперечисленное
4. Как называлась книга, изданная при Иване Грозном и содержащая правила гигиены и рекомендации?
а) Домосед
б) Сборник советов чистоты
в) Домострой
г) Учебник для хозяйки
5. Слово «гигиена» образовано от…
а) названия первого лекарства
б) имени богини здоровья
в) города, в котором появилось мыло
г) травы, которую использовали для чистки зубов
Чтобы классный час был ещё интереснее, мы рекомендуем дополнить его иллюстрациями, которые показали бы детям, как выглядели предметы гигиены в разные времена. Такие изображения можно легко найти в интернете и на сайтах музеев. Также вы можете спросить у детей, что они думают о гигиене в наши дни — чем она отличается от гигиены средневековья, что стало настоящим прорывом, как гигиена влияет на жизнь самих учеников. Такой диалог отлично дополнит классный час и зафиксирует у детей мысль, что гигиена — это прогрессирующая наука, и каждый из нас вносит свой вклад в её развитие.